17 декабря 2017 6 час. 42 мин.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ЗАПОВЕДНАЯ
РОССИЯ

/ Легенда о Двух Братьях

Фото к статье: Легенда о Двух Братьях
Предание, записанное известным бурятским собирателем П. П. Баторовым, так повествует о переходе хонгодоров в Россию. Однажды приехал к халхаскому Сайн-хану его племянник Бушиктэ-хан и привел с собою двух бегунцов: Унаган-Шаргай и Хурятан-Шаргай. У Сайн-хана также были два бегунца по имени Хи хусэхэ хэир и Хой хусэхэ хула. Они решили устроить состязание в беге. Конь Бушиктэ-хана прибежал первым и выиграл заклад в сто тысяч подданных. Тогда Бахак Ирбанов посоветовал Сайн-хану поехать с новыми бегунцами, более резвыми, чем те, которые принимали участие в состязании, к Бушиктэ-хану и снова устроить бега при условии более высокого за¬клада. Сайн-хан так и сделал. Он отправился к Бушиктэ-хану и предложил ему снова биться об заклад.
На этот раз лошади Сайн-хана прибежали первыми. Бушиктэ-хан по условиям состязания должен был заплатить Сайн-хану ценный заклад. Но Бушиктэ-хан рассердился и вместо уплаты заклада заключил в темницу Сайн-хана.
 
 
Узнав о несчастии, постигшем Сайн-хана,  Бахак с войском пошел против Бушиктэ на выручку своего хана. Войско подошло к тюрьме и освободило Сайн-хана.
По возвращении домой Сайн-хан на радостях устроил пир. Во вре¬мя празднества одна из жен Сайн-хана оклеветала Бахака, сказав, что в отсутствие хана Бахак сошелся с другой женой его. Хан поверил наговорам жены и заключил Бахака в тюрьму.
 
По просьбе родных Сайн-хан выпустил Бахака из тюрьмы, пред¬варительно приказав отрубить ему один палец. После освобождения из заключения Бахак вместе с дядей по матери (нагаса) Адаем стал пьянствовать. Их поведение казалось странным народу. Тогда девять сыновей Енгутов, выкурив по 3 котла тарасуна и заколов по 3 бара¬на, позвали Бахака и его дядю Адая в гости на угощение. На пиршес¬тво собралось много других приглашенных.
 
Енгуты при этом рассчи¬тывали выпытать у Бахака тайну. После угощения Бахак н Адай обратились к Енгутам и к народу, присутствовавшему при этом, с та-ким призывом: «Наш хан провинившимся отсекает головы, а русский царь наказывает розгами. Пойдемте отсюда в подданство к белому русскому царю. Прежде всего устроимте облаву. Этой облавой будем искать старого белого изюбря, у которого единствен¬ный рог; когда мы найдем его, не убивая его самого, отстрелим ему этот рог и отнесем его к Сайн-хану».<
Енгуты при этом рассчи¬тывали выпытать у Бахака тайну. После угощения Бахак н Адай обратились к Енгутам и к народу, присутствовавшему при этом, с та-ким призывом: «Наш хан провинившимся отсекает головы, а русский царь наказывает розгами. Пойдемте отсюда в подданство к белому русскому царю. Прежде всего устроимте облаву. Этой облавой будем искать старого белого изюбря, у которого единствен¬ный рог; когда мы найдем его, не убивая его самого, отстрелим ему этот рог и отнесем его к Сайн-хану».
 
Так и поступили. Бахак отстрелил рог изюбрю и принес добычу к Сайн-хану. «Возьми. Сайн-хан, добычу! Этого единственного рога ли¬шился старый белый изюбрь; после этого на что он будет надеяться? Сайн-хан, расставшись с первым тушимэлом, на кого будет полагать¬ся?»— Сказав так, Бахак вышел от Сайн-хана.
 
Бахак собрал девять сыновей енгутовских и «еще много народа», забрал скот и направился в Россию. С. П. Балдаев опубликовал вариант предания о Хонгодоре, записанный им в 1940 г. от аларского бурята Бата Зурбанова. Вариант этот резко отличается от всех предыдущих. В нем рассказы¬вается, что в Монголии жили два брата — Хонгодор и Хотогойто. Люди Хонгодора образовали семь родов (хушуун), а Хотогойто — пять. В XVI—XVII вв. в Монголии шли войны и была большая смута. Маньчжурский император Энхэ Амаглан, присоединив четыре халхаских ханства, отправил многочисленное войско, чтобы завоевать Джун¬гарию.
 
Галдан Бошокту, Даваци, Амарсанан, Шоно-Батор и Шударман, собрав войско в Джунгарии, выступили вместе против маньчжу¬ров. Энхэ Амаглан выставил миллионное войско и победил отважных баторов. После этого много народа бежало и ушло в недоступные мес¬та.  Калмыки  перекочевали на Волгу, некоторые от-кочевали в верховья рек Оки и Ангары, на реки Куду, Осу и Уду и там остались жить. Поколения  Хонгодора и Хотогойто воевали против маньчжуров  совместно.
 
После Шудармана войском Хонгодора предводительствовал Унга-Байма. Последний, ведя за со¬бою народ, перевалил через гору Бохогот (Бопоготын-дабаан) и при¬шел на р. Иркут, в Тунку. Народ, бежавший из Джунгарии и Халхи, сильно размножился. Между тем местность, где поселились хонгодоры, была недостаточна по своей площади. Тогда часть хонгодоров пе¬рекочевала в Аларь, часть хон¬годоров из Тунки переселилась в 1820 г. в Закамну. Некоторые из  Алари откочевали в Оку для несения караульной пограничной службы.
 
На фото: сопка «Зуун Шандагата», где поблизости находится месность Ундэршоон