«Саяны с древности считаются священными, свидетельством тому является наличие легендарных мест, связанных с именем Гэсэра, Буха Нойона, о котором в шаманских призываниях говорится, что он пришел на Саяны две тысячи лет тому назад из «западных внутренних земель», Шаргай нойона и хозяина самой высокой вершины Мунко-Саридака Бурин хана, имеющего отношение к монгольским, бурятским и урянхайским (тувинским) землям.
В летописи Вандана Юмсунова говорится, что на Мундарге находятся тридцать три небожителя, спустившихся с неба (Буряадай түүхэ бэшэгүүд, 1992, с. 54). Саяны величают Алтан Мундарга. Ламы Хандагатайского (Хойморского) дацана в Тунке совершали обряд в честь Чингисхана под Мундаргой у «престола Чингис-хана" — огромного камня размером 7−8 м x 5−6 м x 1,5 м, яйцевидного снизу, а сверху плоского, имеющего с северной стороны вид «стула-сидения» (камня размером 2,5−3 м ч 1,5 м). Это место издревле почитаемо в Тунке как место, связанное с именем Чингисхана, его деятельностью и, как утверждается, с подлинным его восседанием на этом престоле, за этим «столом», а также с исполнением связанных с этими ритуальных действий. Богатство фольклора Тункинской долины, в котором нашли отражение нравственные, этические, экологические проблемы наших предков, их отношение к окружающей природе касаются артефактов природы Саян, Хамар-Дабана, Мунко-Саридака, Байкала, Иркута, Ангары, происхождения некоторых названий культовых природныъх объектов и местностей: Буха Нойон, Бурхан Баабай, престол Чингисхана, Тамхи Баряаша и др.